Я уверен, что о крушении Титаника слышал абсолютно каждый. Конечно, во многом благодаря фильму Джеймса Кэмерона, но сейчас это неважно. Причину крушения тоже знают все. А действительно ли причина кроется в столкновении с айсбергом? Да. Но… Не совсем. Конечно, айсберг – это основная, но не единственная причина крушения такого гигантского и поистине легендарного судна. Какая же еще одна? Но давайте по порядку.

Для начала вспомним одну из прошлых статей, в которой я рассказывал про Николу Теслу. Вот мое видео по той статье:

Советую ознакомиться, чтобы лучше погрузиться в тему. Так вот там я упомянул одного богатея, Джона Пирпонта Моргана, который финансировал Теслу. И именно он первым понял, что на рубеже 19 и 20 веков с судоходством в Европе все было не очень хорошо, и поэтому он решил взять дело в свои руки. Собственно, с ним и были согласованы проекты Олимпика и Титаника, а потом и Британника. Получается, этих этих гигантских пароходов было три? Да, именно.

 «Титаник», «Олимпик» и «Британник» — это три трансатлантических лайнера, заказанных компанией «Вайт Стар Лайн». На тот момент ей владел Джозеф Исмей, который и заключил деловые отношения с Морганом. Во время проектирования и строительства все три корабля являлись самыми большими судами в мире. Только представьте – 270 метров в длину, 28 в ширину и 18 в высоту! Если поставить один из них вертикально, он будет почти в два раза выше пирамиды Хеопса.

А вообще в те времена как раз ускорялся технологический прогресс, появлялись различные изобретатели вроде Николы Теслы, стало создаваться множество разных транспортных средств, автомобили и пароходы. К тому же, такие огромные суда не только хороший бизнес, но и отличный способ повысить авторитет страны.

dymovivan-titanic

Окей, с историей появления трех этих красавцев мы разобрались. Но как же они строились? Титаник, в частности? Возле берега строится наст, из которого к воде идут такие деревянные балки, чтобы потом спустить по ним корабль, как по рельсам.

При строительстве уже самого судна сначала изготавливаются балки из стали, чтобы сделать из них киль и шпангоуты. Это как позвоночник и ребра у человека, чтоб проще было представить. Правильное положение киля — одна из важнейших частей строительства, ибо от этого зависит верное распределение веса по всему судну в дальнейшем. Пол в ангаре сделан из железобетона, так как на него устанавливается спускное устройство.

Затем начали оборудоваться жилые этажи и второе дно, которое находилось в самом низу корабля. На нем были установлены различные приборы, паровые механизмы и все, что нужно было для работы корабля, в том числе и электрогенераторы, на которых работали четыре лифта, тысячи лампочек, более пятисот обогревателей и 150 электромоторов.

dymovivan-titanic

Остальные семь этажей – жилые. В них могли поселиться 2 с половиной тысячи человек. На верхних этажах жили пассажиры первого класса, ниже – второго, третьего, а на двух последних команда корабля, кочегары грузчики и им подобные ребята. Для удобства все эти этажи делят на палубы под определенными буквами: палуба А, палуба В и так далее. В основном так они обозначались на схемах и, наверное, рабочие тоже пользовались этими названиями.

В нижних этажах все двери в переборках между помещениями были герметичными и в открытом виде поднимались вверх и держались на магнитах. При любой аварийной ситуации они размагничивались, и двери под собственным весом начинали опускаться вниз. Это занимало около 30 секунд. Ну и все наверняка помнят эти моменты закрытия дверей в фильме Кэмерона.

В общем, корабль строился на протяжении 2 лет, и работали над ним 3000 человек. Все рабочие были опытными, а инженеры – высококвалифицированными, кого попало не брали даже на стройку, не то что в команду корабля. А капитан Эдвард Смит имел стаж около 40 лет и являлся одним из самых опытных морских волков на тот момент.

dymovivan-titanic

По итогу, состояние Титаники перед отплытием было, точнее – должно было быть, просто идеальным. Каждый день по нему совершались обходы проверяющих, прошло не одно пробное плаванье, все механизмы несколько раз тестировались – все было в отличном состоянии и готово к работе.

Первым был построен и вышел в море Олимпик, хотя почти все, что я сейчас описал, подходит и к нему. Стоит заметить, что и его судьба была такая себе. Он несколько раз тоже чуть не столкнулся, а один раз – действительно столкнулся. После этого репутация у него, естественно, упала. Ну а кроме того, что очень важно – у Титаника была очень хорошая пиар-компания, которая смогла сделать его супер-известным еще в то время, когда он не был достроен. Запомните, что у Олимпика был серийный номер 400, а у Титаника – 401.

Билеты раскупались со страшной скоростью, ведь для всех представителей высшего класса и просто обеспеченных людей прокатиться на Титанике было очень круто. А вообще ценовой разброс у билетов был очень широкий, так что и небогатые люди тоже могли купить себе местечко в небольшой каюте.

dymovivan-titanic
Маршрут Титаника

Итак, 10 апреля 1912 года Титаник отплывает из Саутгемптона. Незадолго до этого выяснилось, что Джон Морган отказался плыть и вернул билет. А знаете, почему? Никола Тесла ему сказал, что плаванье ничем хорошим не закончится, и поэтому лучше не плыть. Морган ему доверял и решил послушаться, а вот другой богатей, Джон Астор, тоже вложивший огромную сумму в Титаник, знал об опасениях Теслы, но проигнорировал их.

Люди стал подниматься на борт по трапу, а их багаж грузился на борт с помощью кранов. Все были в полном восторге, ибо ни у кого не было никаких сомнений в надежности корабля. Практически сразу после отплытия на борту произошел инцидент – вперед смотрящий не увидел в вороньем гнезде бинокля. Ему сказали, что да, мы в курсе, подожди немного, и это, казалось бы, мелочь, но нет, совсем не мелочь.

Вскоре Титаник остановился еще в Ирландии и взял на борт 130 последних пассажиров, после чего стал набирать скорость. Погода была хорошая, пассажиры много времени проводили на палубе, пили чай, играли в гольф. Такая мирная и душевная обстановка была на Титанике вплоть до вечера 14 апреля. В самом конце дня вперед смотрящий увидел впереди айсберг. Но так как было темно, это было слишком поздно, чтобы успеть развернуть, несмотря на то, что капитан сразу же отдал команду притормозить и повернуть. Говорят, что если бы он не приказал затормозить, возможно, можно было бы увернуться, так как Титаник снизил скорость и из-за этого не сумел повернуть на нужно расстояние.

dymovivan-titanic

В итоге правый борт корабля задел айсберг, но почти никто из пассажиров этого не почувствовал. Капитан же все понимал и, приказав послать сигнал бедствия, сказал команде, что если не начать садиться в шлюпки, то выжить не удастся. Пока они начинали готовиться к эвакуации, был приказ никому ничего не говорить. В полпервого ночи, когда температура воды в океане была чуть выше нуля, на корабле была объявлена эвакуация.

Молодой офицер Чарльз Лайтоллер, руководивший спуском шлюпок, сажал в них по 28-30 человек из 65, которые могли в них поместиться, так как говорил, что думал что внизу подсядут люди из третьего класса, но люки им никто не открыл, а к тому же люди в шлюпках стремились как можно быстрее отплывать от судна, чтобы не попасть в воронку. Но находились и такие, кто не хотел садиться в шлюпку, считая, что это опаснее.

Прошло уже полчаса после начала эвакуации, и только три человека на борту: Джозеф Исмей, инженер и капитан знали, что Титанику осталось около часа. Поэтому среди пассажиров еще не началась паника. Еще через полчаса, когда корабль стал значительно опускаться под воду, всем стало понятно, что дело плохо, и началась суматоха.

dymovivan-titanic

Интересный факт. В 1898 году, за 14 лет до катастрофы, американский писатель Морган Робертсон опубликовал повесть «Тщетность», в которой описывается корабль «Титан», который считался «непотопляемым» и по многим параметрам походил на «Титаник», например — взять на борт 3000 человек («Титаник» — 2556 пассажиров), хотя нёс минимальное количество шлюпок, дозволенное законом». По сюжету, в третьем плавании, проходившем в апреле, «Титан», шедший на предельной скорости, около полуночи столкнулся с айсбергом, в результате чего получил сильные повреждения правого борта и затонул. Большинство людей, находившихся на борту, погибли. Совпадение? Если да, то очень уж уникальное.

А вот видео о Титанике на моем канале для тех, кто заинтересовался темой:

Видео о Титанике