ivan-grozny-dymov
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» И.Е. Репин

Эту картину хоть раз в жизни видел каждый. Да, это же «Иван грозный убивает своего сына!» – скажут мне опытные искусствоведы. Да вот только это неверно. Картина называется «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». И уже судя по тому, что ее неправильно называют, становится ясно, что что-то с этой картиной не так.

Сегодня вы узнаете, как и зачем всех обманул Репин, как эту картину пытались уничтожить, что на самом деле произошло с сыном Ивана Грозного и почему у большинства медийных лиц нет никаких норм морали.

Еще совсем недавно убийство Грозным собственного сына все считали достоверным фактом – об этом писали даже в школьных учебниках. Последние сомнения отмела картина Ильи Репина с одноименным названием. Но почему на самом деле это полотно не имеет ничего общего с реальностью?

Из московской и ряда других летописей за 1581 год мы можем узнать, что царевич Иоанн Иоаннович скончался 17 ноября. Ни о каком убийстве ни в одном из источников речь не идёт.

Историк Вячеслав Манягин

Историк Вячеслав Манягин пишет, что смерть царевича произошла от отравления сулемой – сильным ядом, смертельной дозой которого является всего 0,18 г. Этот факт подтвержден и историческими исследованиями 1963 года, когда в Кремле были вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына, и в их костях обнаружили слишком высокое содержание ртути, что свидетельствует об отравлении. Помимо этого, благодаря ряду таких же анализов удалось узнать, что почти всю царскую семью кто-то отравлял на протяжении не одного десятилетия. Например, ртуть была обнаружена в костях матери Грозного, Елены Глинской, и одной из его жён, Анастасии Романовой. Итак, смерть царевича Иоанна Иоанновича официально наступила от отравления сильным ядом, а не от рук отца. Получается, что все высказывания об убийстве являются клеветой и очернением нашей истории. Да собственно, подобное продолжается и до сих пор, взять тот же либеральный фильм Лунгина «Царь».

Для кого же это может быть выгодно? Многие известные люди, например – историк Сергей Парамонов и академик Борис Рыбаков неоднократно высказывали мнение, что часто российская история переписывалась западными государствами. И тут вспоминается фраза о том, что историю пишут победители, а точнее – правящий класс. А особым нападкам было подвержен именно период правления Ивана Грозного как одного из самых великих русских правителей.

Историк Н.М. Карамзин

Но многом в осквернении той эпохи виноваты и наши соотечественники. Например – известнейший историк XIX столетия Николай Карамзин. Именно после него осуждение правления Ивана Грозного и других царей стало считаться хорошим тоном, и даже самые ярые консерваторы не пренебрегали упоминания этой темы.

Разумеется, дикость, страх и ужасы выдавались как синонимы политики Ивана Грозного не просто так. Была определённая задача выставить Ивана Васильевича в глазах следующих поколений кровавым монстром, чтобы таким образом смягчить страшные последствия инквизиции, от которых западный мир еще отходил. Причём аргументировалось это не статистическими данными и не чьими-то показаниями, а мыслями и догадками «независимых» историков с запада.

Приведу в пример слова, которые сочинил папский шпион Антоний Поссевин, подхватил германский шпион Генрих Штаден, а потом процитировал слишком доверчивый Карамзин:

«Царевич пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола», — и поднял руку. Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью!».

И нельзя даже сказать о коварстве Карамзина или Репина. Скорее всего, первый просто поверил и записал эту историю, а второй просто взял сюжет для картины из его книги. Теперь, пожалуй, приведу в пример еще одну историю, связанную с Иваном Грозным.

ivan-grozny-dymov
Князь Андрей Курбский

Жил в то время один военачальник по имени Андрей Курбский. Он был довольно жестким и жадным человеком, много брал из воеводской казны зарабатывал на продаже земель. Из-за всего этого его мало кто любил. Разумеется, Курбский был в курсе военно-политических дел в Москве, знал все о русской армии и ее вооружении. И в 1563 году он был завербован литовцами, с которыми у него была интересная переписка. Вскоре он прибыл в Ливонию на личную встречу, и слил там информацию о всех московских агентах и сторонниках. Потом, когда царь об этом узнал, Андрею пришлось бежать за границу. И ведь многие до сих пор считают Курбского «жертвой» жесткого правителя, якобы ему пришлось бежать из России из-за того, что он боялся царской опалы. Хотя опалы, он, конечно, боялся, но вполне заслуженно.

А то, как Курбский переходил границу возле ливонского замка Гельмета, напоминает концовку «Золотого телёнка». При нём были большие суммы денег, которые были отобраны пограничниками. Но вот незадача – Курбский не брал денег ни в воеводской казне, не заработал их с продажи земель. Так откуда они? Это были его 30 серебренников. А сколько при этом пафосных обвинительных фраз он писал Грозному! Сколько обвинял его и весь государственный строй в угнетении и жестокости! Да, речью он владел хорошо, а вот совестью – нет.

ivan-grozny-dymov
К.П. Победоносцев

Картина была закончена в 1885 году и произвела фурор в обществе. Александру III и его тайному советнику Победоносцеву она очень не понравилась и стала первой картиной в Российской империи, которую запретили к показу. Вполне разумные причины для запрета картины были – это историческая ложь и откровенная композиция. Многие на полном серьёзе теряли сознание и отворачивались, когда видели это полотно, и не просто так.

Ну и теперь становятся понятны мотивы иконописца Абрама Балашова, который в 1913 набросился на картину и порезал ее ножом. Естественно, это было главной трагедией тогдашнего культурного мира, об этом говорил. И не только говорили, – хранитель Третьяковки бросился под поезд после этого события, так что всё очень серьезно. Большинство считало Балашова психом, который просто решил повредить известное полотно. Да и сам Репин возмутился, что, мол, теперь начнут резать Рафаэлей и Брюлловых. Только будут ли? Вот какая странность – за считанные минуты до этого он спокойно постоял перед боярыней Морозовой, перед другими, и всё было нормально. Так случаен ли его выбор? Случайно ли он, бросившись на картину, крикнул «Довольно смертей, довольно крови?».

ivan-grozny-dymov
Поэт М.А. Волошин

Наиболее верное, на мой взгляд, мнение об этой ситуации высказал великий поэт Максимилиан Волошин. Возьмем сборник его статей и изучим текст «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина».

Волошин говорит, что это не Репин – жертва Балашова, а совсем наоборот, и что в принципе в произошедшем художник виноват сам. Тут поэт делает интересное наблюдение относительно реализма и натурализма. Реализм – от слова «реальность», когда какие-то привычные нам вещи изображаются необычным способом и рассматриваются под другим углом. А натурализм – это когда ты что-то выдуманное рисуешь очень натурально. Разумеется, в нашем случае использован именно натурализм, и это плохо. Но и тут всё не так просто.

Взгляните на саму картину. Она действительно огромная, но вот главные герои занимают не так уж и много места, верно? Если целью была передача психологического и эмоционального напряжения царя, как неоднократно говорил художник, то зачем оставлять столько места под ковёр и интерьер? Репин сам рассказывал, что придумал идею этого полотна под впечатлением от оперы «Риголетто», и возможно, поэтому картина и выглядит как фрагмент финальной части оперы.

ivan-grozny-dymov

Илье Ефимовичу были важны масштаб, простор и накал страстей, а оборваться все должно на высокой ноте – на глазах Ивана Грозного. Они, кстати, очень неестественны, и в реальности такое бывает только у больных с базедовой болезнью. Не соответствует действительности и еще одна деталь – кровь.

Несколько анатомов изучили картину и сказали, что при подобной ране в голове кровь вообще практически не будет течь, а тут она прям хлещет и заливает пол. Но это так, к слову.

Еще нужно понимать важную вещь – талант Ильи Ефимовича не отрицает никто, ни Волошин, который и сам был живописцем, ни тем более я. Но то ужасающее впечатление, производимое на зрителей, вредно, по крайней мере, относительно тех лет, когда она была написана. Могу привести пример.

ivan-grozny-dymov
Франсиско Гойя

У Франсиско Гойи есть работа «Сатурн, пожирающий своего сына», и в ней я вижу много сходств с картиной Репина. Жутко ли выглядит Сатурн? Да, конечно, но настолько сильного эффекта он не произвел, хоть и был написан на полвека раньше. Почему? Потому что здесь нет натурализма. А картина с Грозным не только натуральная, но еще и историческая. Ну, точнее, псевдоисторическая.

Волошин, к которому все хорошо относились, высказал эти смелые мысли на выступлении, где присутствовал и сам Репин. Художник послушал, покивал и спокойно ушел. Но после этой истории вся так называемая интеллигенция начала травить Волошина. Да так травить, что он лишился работы, стал нерукопожатным и был вынужден переехать из в Коктебель.

Странно как-то – интеллигенция, выступающая за свободу мыслей и мнений, начала травить того, кто с ними не согласен. Или не странно? На самом деле подобные случаев можно перечислять до бесконечности. Можно вспомнить недавний пример с режиссером Юрием Быковым, который снимал фильмы о суровых российских реалий и был обласкан интеллигенцией, которая говорила:

ivan-grozny-dymov
Иван Грозный

А потом Юрий снял патриотический сериал «Спящие», и его тут же все затравили. У так называемых борцов за свободу слова так всегда – высказывать можно только одобренные ими мысли, а если ты мыслишь не как так называемая прогрессивная интеллигенция, то свобода слова – это не для тебя. И интересно, что весь европейский дискурс сейчас сводится к спорам между левыми и правыми либералами, а остальные взгляды даже не рассматриваются.

И возвращаясь к картине – удивительно, но два года назад на нее снова было покушение – на этот раз какой-то мужчина схватил столбик от ограждения и разбил им стекло, повредив полотно. Мне кажется, данный случай – лучшее подтверждение того, что проблема именно в этой картине. И то, что ее все так жалеют и печалятся, ни о чем не говорит – людям вообще свойственно возводить в святые далеко не самых праведных людей после только из-за громкой смерти. Так же и здесь.

Ну и к самому Репину, несмотря на весь его талант, есть вопросы. Например, вот ряд его высказываний о разных художниках:

ivan-grozny-dymov
«Четыре танцовщицы» Э. Дэга

«Дега – полуслепой художник, доживающий в бедности, вот теперь божок живописи», «Посредственная картинка Милле», «Скромный и посредственный Пювис де Шаван», «Статуи Родена, близкие к каменным бабам», «Скромный калека-уродец Константин Сомов», «Глуповатый бездарный любитель Леон Фредерик».

Верны ли эти высказывания? Не знаю, но некрасивы точно.

И поймите меня правильно – никто не обвиняет Илью Ефимовича в намеренной клевете или в отсутствии таланта. Напротив, я считаю его одним из лучших наших художников, сам ходил на его выставку и был очень впечатлён. Но нужно всегда быть готовым к тому, что вас обманывают, и не доверять никому на слово. Полагайтесь на свой ум. И не забывайте ходить в музеи, ведь искусство – это прекрасно.

Видео с моего канала

Не забудьте посмотреть моё видео по этой теме и подписаться на канал. Нам предстоит обсудить еще многое. Удачи.